Реализм в «Драматургии кухонной мойки»
Что может быть прекрасного в обыденном? Есть ли толика высокого искусства в повседневной жизни человека? Например, мойки и смесители — привычные спутники любого кухонного интерьера — могут ли они быть не просто красивыми, функциональными или дизайнерскими, но и нести еще какой-либо смысл в жизнь хозяина кухни? Философский вопрос был задан еще в середине прошлого века художниками.
В центре внимания творческой интеллигенции внезапно оказалась кухонная утварь! Даже появился специальный термин для этого явления — «Драматургия кухонной мойки», kitchen sink drama. Это движение как часть социального реализма — крупного течения в искусстве — появилось в Великобритании, но вскоре раздвинуло границы.
В истории кухонных моек мы уже писали об этом культурном явлении и получили несколько комментариев с просьбой рассказать подробнее. Поговорим сегодня о том, как предметы рутинного кухонного быта и насыщенные деталями интерьеры кухни стали гимном экзистенциализма, особенно — никому до той поры не интересная кухонная раковина. В центре сюжетов изобразительного искусства, театральных, литературных и кинематографических произведений оказалась обычная кухонная мойка, как отражение жизни простого человека.
Джон Брэтби, «Мойка»
Само понятие «моечной драматургии» ввел британский критик Дэвид Сильвестр, описывающий работы английского художника Джона Бретби. Что отличало его картины? Описание нашего быта через изображение кухонь. В ряду представителей «Драматургии кухонной раковины» также — Деррик Гривз, Джек Смит и Эдвард Миддлдитч, писавший: «Дело в том, что мы рисуем то, что видим вокруг себя. Но стараемся придать этому новое видение».
Джон Брэтби, «Кухонная раковина»
Это было искусство для бедных и про бедных. Художники подробно представляли публике внутренние проблемы рабочего класса, набирающего в 50х гг. XX века в Великобритании своё общественно-политическое влияние.
Джек Смит, «Мать, купающая ребенка»
Незавидное бытие простого человека стало центральной темой в живописи. Брэтби «принялся рисовать пролетариев в майках, их усталых жен, потрепанных собак, бледных детей и места их обитания: дешевые съемные квартиры с обшарпанными кухнями, ржавыми ванными и протекающими туалетами». И простой быт внезапно оказался выразительным, насыщенным деталями, экспрессивным.
К сожалению, вскоре яркие и броские сюжеты поп-арта 60х сменили «школу кухонной мойки» в изобразительном искусстве. Никогда еще до и после кухонная мойка не была объектом искусства, не становилась призмой, отражающей нашу жизнь и происходящие в ней процессы.
Наверное, потому, что глядя на современные мойки из премиальных марок нержавеющей стали или мрамора, на ум уж точно не приходит бытовая пьеса о неприглядных сторонах жизни.